Легендарный бренд Nike и история его создания

0
25

Спортивная индустрия крайне сложна, и обычный зритель матча видит лишь вершину айсберга. Ключевые же особенности находятся намного глубже. Успех спортсмена во многом зависит не только от мотивации, желания победить или ненависти к сопернику. Немаловажную роль играет и экипировка, одежда, снаряжение. Именно такой философией и руководствовались создатели бренда Nike.

С чего началась история бренда

Создание бренда Nike берет свое начало с совершенно безумной мечты молодого парня из американского штата Орегона. Его звали Фил Найт. Фил был выпускником Стэнфордского университета. Он занял у своего отца небольшую сумму в двести долларов, с чего и началась работа над созданием компании Nike. Филу удалось совершить подлинный переворот в мире спортивной обуви.

Однако Фил сделал это не в одиночку. В 1957 году он познакомился с Биллом Бауэрманом. Билл на тот момент трудился в качестве тренера по легкой атлетике. Фил Найт учился на первом курсе, и обожал бег на средние дистанции. Парни сразу же нашли общий язык, ведь оба они очень любили спорт. Билл за свою карьеру сумел взрастить далеко не одного спортивного чемпиона. Он уделял существенное внимание развитию своих подопечных с разных сторон, и в фокусе его внимания были далеко не только физические тренировки.

Фил Найт мечтал попасть в команду легендарного тренера, и ему это удалось. Билл учил юношу не зацикливаться на достижении результата, и больший акцент делать на развитии командных навыков. Завершая обучение в Стэнфордском университете, Фил защитил курсовую в области развития производства в Японии. Молодому человеку были интересны вопросы бизнес-сотрудничества с производителями восточных стран. Идея о том, что можно приобретать недорогие кроссовки в Азии и продавать их в США, показалась ему очень привлекательной. Ведь качественной обуви для спортсменов было не так много, а стоила она достаточно дорого.

Начало бизнеса

В 1963 году Фил впервые отправляется в Страну восходящего солнца, где ему предстояло в короткие сроки отыскать поставщиков. Молодому бизнесмену очень повезло. Он отыскал неплохой вариант кроссовок по недорогой цене. Производителем их была фирма Onitsuka. Фил подписывает договор с руководителем компании, и при этом ставит подпись основателя компании Blue RibbonSports (в действительности такой фирмы на тот момент основано не было). Прошло немного времени, и Фил получает первую партию кроссовок. Первые продажи осуществлялись из фургона. В течение первого года вместе с Биллом он зарабатывает попросту смешную по теперешним меркам денежную сумму — всего 8 тыс. долларов.

Новое имя компании

Однако даже столь скромная прибыль позволила молодым предпринимателям нанять новых сотрудников в штат. Начиная с 1964 года в компании работает Дж. Джонсон, опытный менеджер. Мотивация Фила пришлась Джонсону по душе, однако он критически отнесся к существующему наименованию бренда. Ему казалось, что оно звучит чересчур громоздко, и не привлекает покупателей. Джонсон вносит предложение назвать новый бренд в честь античной богини победы, Ники. И с тех пор компания стала носить название Nike. Но в юридических документах старое название просуществовало вплоть до 1978 года. Интересно, что название Nike обычно русскоязычными пользователями продукции озвучивается неправильно — говорят «Найк» вместо «Найки».

Дальнейший рост

Постепенно благодаря таланту Джеффа продажи пошли в гору. В конце 1960-х годов фирма совершает следующий важный шаг — открывается первый в истории спортивный магазин. Больше нет надобности пользоваться фургоном, продавая продукцию с рук. К началу 1971 года общая сумма выручки составила порядка 1 млн. долларов. В этом же году и был создан знаменитый логотип компании. Его автором стала Кэролин Дэвидсон, студентка. Компания на тот момент отблагодарила Кэролин всего 30 долларами. Но затем, по мере роста бизнеса, девушке также были выданы в пользование акции компании.

В 1976 году большая часть легкоатлетов тогдашней Олимпиады выступала в обуви от Nike. А в 1980 этот бренд спортивной обуви стал одним из наиболее продаваемых в Америке.

Сотрудничество со звездами мирового спорта

За время существования бренда Nike постоянно сотрудничали со спортивными звездами мировой величины — это бегуны, футболисты, баскетболисты. Партнерство осуществлялось с такими персоналиями, как Майкл Джордан, Тайгер Вудс, Пит Сампрас, Криштиану Роналду и многими другими. Это позволяло увеличить лояльность покупателей, а стало быть, и повысить продажи, сделав каталог Nike еще более востребованным.

Начиная с 1988 года начинается новая рекламная кампания от Nike — «Just do it». В данной кампании приняли участие немало известнейших спортсменов, которые рекламировали различные модели продукции от производителя. Философия, продвигаемая брендом, была невероятно вдохновляющей. Качество продукции было тоже на высоте — например, использовалась технология Air, которая позволяла создавать очень комфортную обувь для занятий бегом и фитнесом. Уже к 1990 году компания стала лидирующим производителем спортивной обуви по всему миру.

Помимо вдохновляющей спортивной философии, культуру Nike отличает еще одна особенность — социальная ответственность. Компания ратует за развитие спорта среди любителей, а также помогает начинающим спортсменам — теннисистам, баскетболистам, футболистам.